четверг, 18 августа 2016 г.

Плюс и минус

В древности у одного математика было три ученика. Когда они в совершенстве овладели четырьмя арифметическими действиями и научились более или менее сносно отличать целые числа от дробных, математик призвал их и сказал:

     Вот что, ребята. Теперь, когда вы достигли вершин, настала пора применить ваши знания в жизни. Идите же и сосчитайте, чего в мире больше — плюсов или минусов.
Иллюстрация из книги Ф.Д. Кривина "Карманная школа"


Ушли ученики и вернулись только через три года. Увидев их, учитель был очень растроган. Даже всплакнул от радости.

     Спасибо, ребята, — сказал он, — что не подвели старика. А я-то уж, грешным делом, думал, не попристраивались ли вы где-нибудь в городе.

После первых общих вопросов о житье-бытье, о здоровье и прочем учитель перешел к главному.

    Ну, вот ты, — обратился он к первому ученику, — скажи: чего в мире больше — плюсов или минусов?

    Дорогой учитель! — сказал этот ученик. — Я не зря потратил время. Когда я встретил ее...

      Кого это — ее? — не понял учитель.

Разве я не сказал? Мою жену. Ах, это чудесная женщина. Умница, красавица, из высшего общества. Благодаря ей я стал владельцем прекрасного имения. Ах, какое имение, учитель, какие сады, какие фрукты! Вы обязательно должны у нас побывать, дорогой учитель, мы все четверо будем вам рады!

      Почему четверо? — опять не понял учитель.

     Разве я не сказал? У нас двое деток. Ах, какие детки, дорогой учитель, ах, какие детки! Вы обязательно должны с ними познакомиться!

    При чем здесь детки? — возмутился учитель. — Ты должен был сосчитать, чего в мире больше — плюсов или минусов!

     Как же, как же! — поспешил ученик. — Я всё сосчитал, все плюсы. А вот минусов, знаете, не заметил. Может, они только в математике?

      Господи, кого я учил! — вздохнул учитель и повернулся к другому ученику.

      А ты что насчитал?

Я считал... Все время считал... Много насчитал всего — и золота, и разных драгоценностей... А потом меня ограбили. Жулье, проходимцы, мошенники.

       Ну, и как же насчет плюсов и минусов? — напомнил учитель.

       Какие там плюсы! Где они? Вы их видели? Одни минусы, минусы на каждом шагу.

Учитель только махнул рукой и — ничего не ответил.

       А ты что успел подсчитать? — спросил он у третьего ученика.

      Я, учитель, ничего не успел, — сказал третий ученик. — Видел я и плюсы и минусы, видел, что плюсы приносят людям радость, а минусы — горе. И мне захотелось сделать так, чтобы в жизни людей было как можно больше плюсов и как можно меньше минусов.

       Но такого действия не знает математика! — воскликнул учитель.

И, помолчав, добавил:

      А все-таки это — отличное действие. Больше плюсов, меньше минусов — ради этого стоит жить! Молодец! Ты здорово усвоил мою науку!  

Из предисловия к книге Феликса Давыдовича Кривина "Карманная школа".

13 комментариев:

  1. Здравствуйте, Людмила Геннадиевна!
    В середине притчи придумала своё окончание...
    И вернулись они через несколько лет, сказав:
    -- Учитель, в мире вокруг преобладают минусы, но если взять два минуса, правильно их соединить, т.е. постараться, то и из минусов может получиться плюс!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Отлично, Лилия Павловна, за знание математики!
      Вот если бы и в жизни так же бы люди умели из минусов извлекать плюсы.
      Каждый минус - это некий урок.

      Удалить
    2. Мне моё продолжение нравится больше, а то всё как-то грустно у автора....

      Удалить
    3. Лилия Павловна, браво! Мне тоже Ваша версия очень понравилась

      Удалить
    4. Конечно, Анна Борисовна, такие истории каждый может трактовать по своему. Лилия Павловна удивительно быстро и легко нашла свою концовку, а всё потому, что сама очень позитивный человек.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Людмила Геннадиевна! Ох как трудно бывает перестроиться и извлекать плюсы даже из минусов! Тем не менее, лучше, конечно, когда плюсов больше)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно, Светлана Николаевна, превращать минусы в плюсы бывает очень нелегко. Это надо тренировать. Научиться видеть стакан наполовину полным, а не наполовину пустым.
      Спасибо за Ваш комментарий. Это несомненный плюс)))

      Удалить
    2. Вот тоже очень мудрая мысль - про стакан!

      Удалить
  3. Вечер добрый, Людмила Геннадиевна! Спасибо за науку.
    А мне порой кажется, что моя жизнь состоит из одних многочисленных минусов, которые в результате складываются в ооогроооомный плюс!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Браво, Надежда Александровна. Только проверьте пожалуйста, минусов должно быть чётное число!
      Всего Вам доброго!

      Удалить
    2. Спасибо за мудрый совет математика, Людмила Геннадиевна! Обязательно проверю!

      Удалить
  4. Людмила Геннадиевна, здравствуйте!
    Конечно, хочется, чтобы плюсов было больше. Но мы бы их не замечали, если бы в жизни не было минусов.
    Спасибо за мудрость!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Ольга Николаевна. Гармоничная жизнь состоит в умении возмещать любое отрицательное событие, событием положительным. Любую нестандартную ситуацию можно рассматривать, как возможность, любую ошибку, как жизненный опыт. Неудачи - лучшие учителя. Хотя... опять же зависит от характера человека. Кого-то неудачи ломают, а кому-то дают силы для борьбы.

      Удалить

Вы хотите оставить свой комментарий, но не знаете как?
1. Напишите то, что Вы хотите в поле "Добавить комментарий".
2. В раскрывающемся списке "Подпись комментария" выберите ИМЯ/URL, укажите своё имя, а графу URL можете оставить незаполненной.
3. Если у Вас есть аккаунт Google, выберите соответствующий пункт.
4. У Вас есть также возможность отправить комментарий анонимно.
Пишите. Любой Ваш отзыв важен для меня!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...