Классическое определение вероятности
Вероятностью события А называется отношение
числа исходов m,
благоприятствующих его наступлению к числу всех исходов n (несовместных, единственно возможных и
равновозможных):
P(A) = m/n.
Будем
различать достоверные и невозможные события. По определению, их вероятности
соответственно равны 1 и 0.
Если число
исходов некоторого опыта бесконечно, то
классическое определение вероятности не может служить характеристикой степени возможности наступления того или иного события. В этом случае пользуются геометрическим подходом к определению вероятности. При этом вероятность события A есть отношение меры A (длины, площади, объема) к мере U пространства элементарных событий.
классическое определение вероятности не может служить характеристикой степени возможности наступления того или иного события. В этом случае пользуются геометрическим подходом к определению вероятности. При этом вероятность события A есть отношение меры A (длины, площади, объема) к мере U пространства элементарных событий.
Произведением событий A и B называется событие C = A• B, состоящее в том, что в результате испытания произошло и событие A, и событие B, т. е. оба события произошли.
Два события
A и B называются
независимыми, если вероятность появления каждого из них не зависит от того,
появилось другое событие или нет. В противном случае события A и B называются
зависимыми.
Теорема. Вероятность произведения двух
независимых событий A и B равна произведению этих вероятностей: P(AB) = P(A) • P(B).
Два события
называются совместными, если появление одного из них не исключает
появление другого в одном и том же испытании.
Два события
называются противоположными, если в данном испытании они несовместны и
одно из них обязательно происходит. Вероятности противоположных событий в сумме
дают 1.
Если событие
A может
произойти с вероятностью p и опыт повторяют n раз, то вероятность, что оно наступит хотя бы один
раз, есть: 1 - qn, где q = 1 - p.
Суммой
событий A и B называется
событие C = A + B, состоящее в
наступлении, по крайней мере, одного из событий A или B, т. е. в наступлении события A, или события B, или обоих этих событий вместе, если они совместны.
Теорема. Вероятность суммы двух
несовместных событий A и B равна сумме вероятностей этих событий: P(A+B) = P(A) + P(B).
Пусть A и B— зависимые события. Условной
вероятностью PA(B) события B называется
вероятность события B, найденная в предположении, что событие A уже наступило.
Теорема. Вероятность произведения двух
зависимых событий A и B равна произведению вероятности одного из них на
условную вероятность другого, найденного в предположении, что первое событие
уже наступило: P(AB) = P(A) • PA(B).
Теорема. Вероятность суммы двух совместных
событий A и B равна сумме
вероятностей этих событий минус вероятность их произведения: P (A + B) = P(A) + P(B) – P(AB).
Для
многократно повторяемых опытов справедлива формула Бернулли:
P m, n = C nm • pm
•q n-m, где m — число удачных исходов среди
проводимых n опытов, p —
вероятность наступления благоприятного исхода в единичном опыте, q = 1 – p.
Рассмотрим некоторые задачи с решениями.
Задание 5. № 319353. Две фабрики выпускают
одинаковые стекла для автомобильных фар. Первая фабрика выпускает 45% этих
стекол, вторая — 55%. Первая фабрика выпускает 3% бракованных стекол, а
вторая — 1%. Найдите вероятность того, что случайно купленное в магазине
стекло окажется бракованным.
Решение.
Вероятность того, что стекло куплено на первой фабрике и оно бракованное: 0,45 · 0,03 = 0,0135.
Вероятность того, что стекло куплено на второй фабрике и оно бракованное: 0,55 · 0,01 = 0,0055.
Поэтому по формуле полной вероятности вероятность того, что случайно купленное в магазине стекло окажется бракованным равна 0,0135 + 0,0055 = 0,019.
Вероятность того, что стекло куплено на первой фабрике и оно бракованное: 0,45 · 0,03 = 0,0135.
Вероятность того, что стекло куплено на второй фабрике и оно бракованное: 0,55 · 0,01 = 0,0055.
Поэтому по формуле полной вероятности вероятность того, что случайно купленное в магазине стекло окажется бракованным равна 0,0135 + 0,0055 = 0,019.
Ответ: 0,019.
Задание 5. № 319355. Если гроссмейстер А. играет белыми, то он выигрывает у
гроссмейстера Б. с вероятностью 0,52.
Если А. играет черными, то А. выигрывает у Б. с вероятностью 0,3. Гроссмейстеры А. и Б. играют две
партии, причем во второй партии меняют цвет фигур. Найдите вероятность того,
что А. выиграет оба раза.
Решение.
Возможность выиграть первую и вторую партию не зависят друг от друга. Вероятность произведения независимых событий равна произведению их вероятностей: 0,52 · 0,3 = 0,156.
Возможность выиграть первую и вторую партию не зависят друг от друга. Вероятность произведения независимых событий равна произведению их вероятностей: 0,52 · 0,3 = 0,156.
Ответ: 0,156.
Задание 5. № 320171. На экзамене по геометрии
школьнику достаётся один вопрос из списка экзаменационных вопросов. Вероятность
того, что это вопрос на тему «Вписанная окружность», равна 0,2. Вероятность
того, что это вопрос на тему «Параллелограмм», равна 0,15. Вопросов, которые
одновременно относятся к этим двум темам, нет. Найдите вероятность того, что на
экзамене школьнику достанется вопрос по одной из этих двух тем.
Решение.
Вероятность суммы двух несовместных событий равна сумме вероятностей этих событий: 0,2 + 0,15 = 0,35.
Вероятность суммы двух несовместных событий равна сумме вероятностей этих событий: 0,2 + 0,15 = 0,35.
Ответ: 0,35.
Задание 5. № 320172. В торговом центре два
одинаковых автомата продают кофе. Вероятность того, что к концу дня в автомате
закончится кофе, равна 0,3. Вероятность того, что кофе закончится в обоих
автоматах, равна 0,12. Найдите вероятность того, что к концу дня кофе останется
в обоих автоматах.
Решение.
Рассмотрим события
Рассмотрим события
А = кофе закончится в первом автомате,
В = кофе закончится во втором автомате.
Тогда
A·B = кофе закончится в обоих автоматах,
A + B = кофе закончится хотя бы в одном автомате.
По условию P(A) = P(B) = 0,3; P(A·B) = 0,12.
События A и B совместные, вероятность суммы двух совместных событий равна сумме вероятностей этих событий, уменьшенной на вероятность их произведения:
P(A + B) = P(A) + P(B) − P(A·B) = 0,3 + 0,3 − 0,12 = 0,48.
Следовательно, вероятность противоположного события, состоящего в том, что кофе останется в обоих автоматах, равна 1 − 0,48 = 0,52.
Ответ: 0,52.
Можно
привести и другое решение.
Вероятность того, что кофе останется в первом автомате равна 1 − 0,3 = 0,7. Вероятность того, что кофе останется во втором автомате равна 1 − 0,3 = 0,7. Вероятность того, что кофе останется в первом или втором автомате равна 1 − 0,12 = 0,88. Поскольку P(A + B) = P(A) + P(B) − P(A·B), имеем: 0,88 = 0,7 + 0,7 − х, откуда искомая вероятность х = 0,52.
Примечание.
Важно понимать, что события А и В не являются независимыми. Действительно, вероятность произведения независимых событий была бы равна произведению вероятностей этих событий: P(A·B) = 0,3·0,3 = 0,09, однако по условию эта вероятность равна 0,12.
Вероятность того, что кофе останется в первом автомате равна 1 − 0,3 = 0,7. Вероятность того, что кофе останется во втором автомате равна 1 − 0,3 = 0,7. Вероятность того, что кофе останется в первом или втором автомате равна 1 − 0,12 = 0,88. Поскольку P(A + B) = P(A) + P(B) − P(A·B), имеем: 0,88 = 0,7 + 0,7 − х, откуда искомая вероятность х = 0,52.
Примечание.
Важно понимать, что события А и В не являются независимыми. Действительно, вероятность произведения независимых событий была бы равна произведению вероятностей этих событий: P(A·B) = 0,3·0,3 = 0,09, однако по условию эта вероятность равна 0,12.
Задание 5. № 320173. Биатлонист пять раз стреляет
по мишеням. Вероятность попадания в мишень при одном выстреле равна 0,8.
Найдите вероятность того, что биатлонист первые три раза попал в мишени, а
последние два промахнулся. Результат округлите до сотых.
Решение.
Поскольку биатлонист попадает в мишени с вероятностью 0,8, он промахивается с вероятностью 1 − 0,8 = 0,2. События попасть или промахнуться при каждом выстреле независимы, вероятность произведения независимых событий равна произведению их вероятностей. Тем самым, вероятность события «попал, попал, попал, промахнулся, промахнулся» равна
Поскольку биатлонист попадает в мишени с вероятностью 0,8, он промахивается с вероятностью 1 − 0,8 = 0,2. События попасть или промахнуться при каждом выстреле независимы, вероятность произведения независимых событий равна произведению их вероятностей. Тем самым, вероятность события «попал, попал, попал, промахнулся, промахнулся» равна
0,8 ∙ 0,8 ∙ 0,8 ∙ 0,2 ∙ 0,2 = 0,02048 ≈ 0,02
Ответ: 0,02.
Задание 5. № 320174. В магазине стоят два платёжных
автомата. Каждый из них может быть неисправен с вероятностью 0,05 независимо от
другого автомата. Найдите вероятность того, что хотя бы один автомат
исправен.
Решение.
Найдем вероятность того, что неисправны оба автомата. Эти события независимые, вероятность их произведения равна произведению вероятностей этих событий: 0,05 · 0,05 = 0,0025.
Событие, состоящее в том, что исправен хотя бы один автомат, противоположное. Следовательно, его вероятность равна 1 − 0,0025 = 0,9975.
Найдем вероятность того, что неисправны оба автомата. Эти события независимые, вероятность их произведения равна произведению вероятностей этих событий: 0,05 · 0,05 = 0,0025.
Событие, состоящее в том, что исправен хотя бы один автомат, противоположное. Следовательно, его вероятность равна 1 − 0,0025 = 0,9975.
Ответ: 0,9975.
Есть другое решение.
Вероятность того, что исправен первый автомат (событие А) равна 0,95. Вероятность того, что исправен второй автомат (событие В) равна 0,95. Это совместные независимые события. Вероятность их произведения равна произведению вероятностей этих событий, а вероятность их суммы равна сумме вероятностей этих событий, уменьшенной на вероятность их произведения. Имеем:
P(A + B) = P(A) + P(B) − P(A·B) = P(A) + P(B) − P(A)P(B) = 0,95 + 0,95 − 0,95·0,95 = 0,9975.
Задачи взяты
с сайта РЕШУ ЕГЭ.
Здравствуйте, Людмила Геннадиевна! Когда-то, давным-давно, ещё в 80-х годах я увлекалась теорией вероятности, да вот всё, оказывается и позабыла. Сейчас читала, как в первый раз, но было очень интересно! Завтра обязательно покажу Ивану. Думаю, ему будет интересно :)
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ирина Валерьевна. С теорией вероятности познакомилась уже будучи студенткой университета. Раньше в школе этот предмет не изучался. Теперь самой приходится многое вспоминать и повторять. А Ване подобный материал может пригодиться. Задания на вероятность есть не только в ЕГЭ, но и в ОГЭ.
УдалитьКак тяжело дается ТВ старшеклассникам!?? Почему? Не умеют логически мыслить. Работаем на результат ЕГЭ, а в программу ТВ нужно включать чуть ли не в начальной школе. Но это мое мнение)))
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Анна Борисовна. Вы правы, здесь нужно включить логическое мышление и здравый смысл. Чтобы лучше преподнести материал ученикам, сама записалась на курс "Теория вероятностей - наука о случайности", организованный Томским государственным университетом https://www.lektorium.tv/mooc/courses/TSU/PT1/2015_04/about. Сегодня этот курс стартовал.
Удалитьспасибо, что напомнили, я тоже записывалась, попробую успеть
ОтветитьУдалитьПомогите пожалуйста, Готовясь к зачету, студент выучил 20 из 30 вопросов программы. а) Какова вероятность того, что студент сдаст зачет, если для этого необходимо ответить на 2 случайно выбранных вопроса? Какова вероятность, что он не сдаст зачет?
ОтветитьУдалитьНайдём сначала вероятность, что студент не сдаст зачёт? Студент не ответит на один вопрос с вероятностью 10/30=1/3. Так как теперь осталось 9 невыученных вопросов из 29, то на второй вопрос студент не ответит с вероятностью 9/29. Вероятность «не сдать зачёт» равна произведению 1/3*9/29=3/29.
ОтветитьУдалитьВероятность ответить на 2 случайно выбранных вопроса, и сдать зачёт противоположна найденной вероятности и равна 1 – 3/29 = 26/29.
Ответ: а) 26/29; б) 3/29.
Людмила Геннадиевна, Вы бред несёте в массы.
Удалить