На страницах блога я уже писала о различных способах решения задач на смеси "Переливаем, смешиваем" и "Задачи на понижение концентрации".
Сегодня хочу рассмотреть так называемые задачи на «высушивание».
Сегодня хочу рассмотреть так называемые задачи на «высушивание».
При решении этих задач следует помнить, что все тела, вещества, продукты содержат в себе воду, которая частично испаряется. Поэтому в решении надо каждый раз разделять данное нам вещество на воду и «сухой остаток». Количество воды может меняться, масса же сухого вещества остаётся неизменной.
Задача 1. Собрали 8 кг свежих цветков ромашки, влажность которых 85%. После того как цветки высушили, их влажность составила 20%. Чему равна масса цветков ромашки после сушки?
Решение. Заполним таблицу по условию задачи:
Масса, в кг
|
Содержание, в %
| ||
воды
|
Сухого вещества
| ||
Свежие цветы
|
8
|
85
|
100 — 85 = 15
|
Высушенные
|
х
|
20
|
100 — 20 = 80
|
1) 0,15 · 8 = 1,2 (кг) — масса сухого вещества в 8 кг;
2) 1,2 кг — 80%
x кг — 100%
Отсюда, х = 1,2 · 100 : 80 = 1,5 (кг).
Ответ: 1,5 кг
Задача 2. Из 22 кг свежих грибов получается 2,5 кг сухих грибов, содержащих 12% воды. Каков процент воды в свежих грибах?
Решение. Заполним таблицу по условию задачи:
Масса, в кг
|
Содержание, в %
| ||
воды
|
Сухого вещества
| ||
Свежие грибы
|
22
|
х
| |
Сухие грибы
|
2,5
|
12
|
100 — 12
|
Определим процент сухого вещества в высушенных грибах: 100-12 = 88% = 0, 88.
1) 2,5 · 0,88 = 2,2 (кг) — масса сухого вещества;
2) 2,2 кг : 22 · 100 = 10% сухого вещества содержится в свежих грибах;
3) 100 — 10 = 90% воды в свежих грибах.
Ответ: 90%
Задача
3. Свежие
яблоки содержат 80% воды, а сушёные 10%. Сколько надо взять свежих яблок, чтобы
получить 6 кг сушёных?
Решение.
Если
в сушёных яблоках содержится 10% воды,
то сухое вещество составляет 90%.
Найдём
массу сухого вещества в 6 кг сушёных
яблок:
6
·
0,9
= 5,4 9 (кг).
Та
же масса сухого вещества была и в свежих
яблоках, и она составляла 20% от их массы.
Найдём массу свежих яблок:
5,4
: 0,2 = 27 (кг).
Ответ:
27 кг
Задача 4. Только что
добытый каменный уголь содержит 2% воды,
а после двухнедельного пребывания на
воздухе он содержит 12% воды. На сколько
килограммов увеличится масса одной
добытой тонны угля после того, как она
две недели пролежит на воздухе?
Эта задача
обратна предыдущим: здесь влажность
угля увеличивается за счёт поглощения
влаги из воздуха.
Решение.
Заполним таблицу по условию задачи:
Масса, в т
|
Содержание, в %
|
||
воды
|
Сухого вещества
|
||
Было
|
1
|
2
|
100 — 2
|
Стало
|
х
|
12
|
100 — 12
|
1) 1000 ·
0,98
= 980
(кг) — масса сухого вещества в
добытом угле;
2)
980
кг — это 88%, 980 : 0,88 ≈ 1114 (кг) — масса угля
после двух недель пребывания на воздухе;
3)
1114
— 1000
= 114
(кг) — увеличение массы одной
добытой
тонны угля.
Ответ:
114
кг
Задача
5. В
свежих грибах 70% влаги, а в сушёных 10%.
Сколько килограммов свежих грибов надо
собрать для того, чтобы получить 30 кг
сушёных?
Решение.
1)
В сушёных грибах сухое вещество составляет
90%.
90%
от 30 кг — это 30 : 100 · 90 = 27 (кг).
2)
27 кг сухого вещества в свежих грибах
составляют 30%.
1%
от 27 кг — это 27 : 30 = 0,9 (кг). Тогда 100%
составляют 0,9 · 100 = 90 (кг).
Ответ:
90 кг
Задачи
для самостоятельного решения.
- Свежие грибы содержат 90% воды, а сухие — 12% воды. Сколько получится сухих грибов из 22 кг свежих грибов?
- Трава при высыхании теряет около 28% своей массы. Сколько было накошено травы, если из неё было получено 1,44 т сена?
- На складе хранилась 51 т зерна, влажность которого была 20%. Перед закладкой зерна в зернохранилище его просушили, доведя влажность до 15%. Сколько тонн зерна засыпали в зернохранилище?
- Имеется 0,5 т целлюлозной массы, содержащей 85% воды. После выпаривания получили массу, содержащую 25% целлюлозы. Сколько килограммов воды было выпарено?
- Пчёлы перерабатывают цветочный нектар в мёд, освобождая его от воды. Нектар обычно содержит 84% воды, а полученный из него мёд — 20%. Сколько килограммов нектара приходится перерабатывать пчёлам для получения одного килограмма мёда?
О трудолюбивом
человеке, который практически не сидит
без дела, говорят: "Трудится как пчёлка".
Понять почему так говорят вам помогут
следующие цифры.
Для выработки
100 граммов меда пчела облетает
приблизительно миллион цветов.
Скорость
полета пчелы составляет 65 км/ч, что
приблизительно равно скорости движения
автомобиля по городу.
Пчела за один
полет набирает нектара практически
столько, сколько она весит сама. С полным
медовым желудочком пчела способна
развивать скорость до 30 км/ч.
Чтобы
набрать 1 кг нектара, пчеле придется
совершить до 150 тысяч вылетов из улья.
В среднем за один вылет пчела преодолевает
до 3 километров.
Чтобы произвести
килограмм меда, пчеле необходимо
пролететь в среднем до 450 тысяч километров.
Это значит, что расстояние, которое
пролетает пчела, аналогично расстоянию,
которое необходимо пролететь, чтобы
обогнуть экватор Земли примерно 10 раз.
Информация взята с сайта о животных.
Много уже со старшеклассниками прорешали таких задач, а проблем меньше не становится. Не любят ребята такие задачи)))
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Анна Борисовна. Вы правы, многие ребята даже не берутся за них, хотя решать их приходится не только на математике, но и на химии. В таких задачах надо всё тщательно разложить по полочкам.
УдалитьДобрый вечер, Людмила Геннадиевна!
ОтветитьУдалитьОчень интересные задачи, не только для школьников! В быту всё может пригодиться!
Здравствуйте, Лилия Павловна. Люди очень часто сталкиваются в быту с математическими задачами. Чаще всего это задачи на проценты или части, на составление пропорций.
УдалитьЛюдмила Геннадиевна, хорошие задачи. Но у меня вопрос не про них. Никогда не вставляла таблицы в блог, хотя на сайте школы, администратором которого являюсь всего месяц, уже много таблиц сделала (там просто) Подскажите чайнику, как сделать:))
ОтветитьУдалитьХороший вопрос, Галина Станиславовна. Действовала по принципу: если чего-то нельзя, но очень хочется, то можно. Много читала о том, что в блоге нет возможности разместить таблицу. В прошлых своих сообщениях со всех таблиц делала скриншоты, а потом вставляла в текст как картинку. В этот раз поленилась так делать. Набрала текст в текстовом редакторе, создала а заполнила все таблицы, потом скопировала а вставила в сообщение. При просмотре оказалось, что все таблицы на месте. Вот так неожиданно всё и получилось.
ОтветитьУдалитьА мне трудно даются такие задачи. У вас прочитала и стало понятней.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте!Эта тема приходится мне самой непонятной в 6 классе! Учу, учу, а вот никак не запоминается! Что делать?
ОтветитьУдалитьМилана, просто так выучить математику не получится. Надо понимать, что ты учишь. Возможно, у тебя есть пробелы в знаниях.
УдалитьКогда решаешь задачи, внимательно прочитать условие и не один раз, разложи всё по полочкам, составь план решения, краткую запись. таблицу. Если сразу не получится, наберись терпения. Надо много решать, чтобы научиться. Успехов тебе!
Не понятно(((
ОтветитьУдалитьА что именно не понятно?
УдалитьЕсли честно, то всё)))
УдалитьМне тоже удобно все тестовые задачи представлять в виде таблиц, так наглядней и задача быстрее решается)) Спасибо вам!
УдалитьСпасибо! Все понятно! Мне нравится текстовые задачи представлять в виде таблиц, так нагляднее и задача быстрее решается!))
УдалитьСпасибо за задачи, хорошая у Вас схема решения. В задаче №4 "...после двухнедельного пребывания на воздухе он содержит 125 воды." у Вас опечатка 12%.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте! Меня зовут Мария, 12 лет, весь шестой класс я очень трудно справляюсь с такими задачами. Мне непонятно к решать эту задачу: мясо теряет при варке 35% своего веса. Сколько надо взять сырого мяса чтобы получить 520грамм вареного. Пожалуйста скажите как её решить.
ОтветитьУдалитьМария, эта задача решается составлением пропорции. Если при варке мясо теряет 35% своего веса, то сколько остаётся? Правильно 100% - 35% = 65%. Теперь составим пропорцию. Количество сырого мяса примем за X. И это 100%, а 520 г составляет 65%.
УдалитьИтак, имеем:
Х -- 100%
420 -- 65%
Составим уравнение: Х = 420*100:65
Откуда Х = 800
Это значит, что надо взять 800 г свежего мяса.
Мария, можно решить иначе. Эта задача относится к типу "нахождение числа по его проценту". Здесь действует правило: "Чтобы найти число по его проценту, надо проценты выразить десятичной дробью, а затем данное в задаче число разделить на эту дробь.
УдалитьВ твоём случае получается 65% это 0,65. Значит 520 : 0,65 = 800
Спасибо, вы мне очень помогли )
УдалитьСпасибо огромное за понятность решения! К, сожалению, учитель не смогла объяснить способ решения задач на усушивание, и дети очень нервничают перед ОГЭ. Еще раз благодарю Вас!
ОтветитьУдалитьИзвините, а где можно взять ответы на задачи для самостоятельного решения? Я прорешала и хочу проверить
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
УдалитьТакую таблицу можно сделать , как памятку, в случае чего, всегда под рукой. Спасибо большое
ОтветитьУдалитьСогласна. Таблица помогает структурировать задачу и легко решить её.
Удалитьтаблицы сложны , дети лучше поймут рисунком отрезков , как у шевкина
ОтветитьУдалитьМожно привести пример?
УдалитьЛюдмила Геннадьевна, спасибо за отличные примеры!
ОтветитьУдалитьВ интернете сейчас популярна задача со следующим условием:
На складе хранилось 100 кг ягод, содержание воды в которых составляло 99%. От Долгого хранения содержание воды в ягодах сократилось до 98%. Сколько теперь весят ягоды?
Очевидный ответ 50кг, но люди с пеной у рта, доказывают, что решение не верное. Неправильные решения набирают лайки, а правильные дислайки. Такие дела(
а если в первой задаче рассуждать иначе, мы же на ищем изменение процента сухого вещества, а находим количество испарившейся влаги.. Изначально было 85% влаги т.е. 1.2 кг. сухого вещества и 6.8 кг. влаги., а затем у нас не изменяется процент сухого вещества , а испарятся часть влаги, по условию. С 85% д 20% . А 20% влаги это 1.36кг. от начальных 6.8 кг. влаги. 1.36кг. влаги + 1.2 кг. сухого вещества 2.56кг. сухой ромашки. И вот теперь посчитав процент сухого вещества в сухой ромашке получим 46.88%;
ОтветитьУдалить