В ВПР по математике для 8 класса есть задание, связанное с функциями и графиками. И хотя в 8 классе мы уже приступили к изучению квадратичной функции, задания Всероссийской работы направлены на проверку знаний свойств линейной функции, то есть того, что изучалось в 7 классе.
Поэтому есть смысл повторить этот материал.
Начнём с определения. Определение функции можно сформулировать по-разному. Рассмотрим одно из них.
Функция — это зависимость одной переменной величины от другой.
Знакомое обозначение y = f (x) (игрек равно эф от икс) как раз и выражает идею такой зависимости одной величины от другой. Величина у зависит от величины х по правилу, которое обозначается f. При этом х называют независимой переменной или аргументом, а у называют зависимой переменной или функцией.
Вывод: меняя х (аргумент) — меняется значение у.
Способы задания функции:
1. Аналитический способ (с помощью математической формулы);
2. Табличный способ (с помощью таблицы);
3. Описательный способ (с помощью словесного описания);
4. Графический способ (с помощью графика).
Вспомним также определение линейной функции.
Функция вида у = kx + b, где k, b – числа, x – переменная, называется линейной функцией.
Рассмотрим, например, функцию, заданную аналитически, то есть с помощью формулы
y(x) = 32x + 5
Что мы можем с этим сделать?
Можем найти значение функции «y» при x = 0.
Для этого подставим в формулу вместо «x» число «0».
Запишем так: y(0) = 32 · 0 + 5 = 5
Таким же образом найдем значения «y» при x = 1 и при x = 2.
Найдем значение «y» при x = 1.
y(1) = 32 · 1 + 5 = 37
Теперь найдем значение «y» при x = 2.
y(2) = 32 · 2 + 5 = 64 + 5 = 69
Решим обратную задачу. Теперь нам будет известно значение «у», а находить мы будем соответствующее ему значение «х».
Пусть у = 13. Найдём х, составив уравнение
13 = 32x + 5,
32х = 13 – 5,
32х = 8,
х = 8 : 32,
х = 0,25.
Мы получили, что при х, равном 0,25, у равно 13.
Такого типа задачи есть в школьных учебниках. А вот следующее задание в учебнике вам не встретится, а в ВПР оно есть!
Разбираемся. 😉
Задача. Дана функция у(х) = 2х – 3. Найдите у(а+1) – у(а). 👀
Обратим внимание на такую закономерность. Находим у(х) – в формуле пишем «х», находим у(t), справа на место «х» ставим «t» и т.д.
у(х) = 2х – 3,
у(1) = 2 ·1 – 3,
у(t) = 2t – 3,
у(t – 5) = 2(t – 5) – 3.
Перейдём к нашей задаче.
В формулу у(х) = 2х – 3 вместо «х» подставим в одном случае «а+1», в другом случае «а», составим разность и упростим её.
у(а + 1) = 2(а + 1) – 3 = 2а + 2 – 3 = 2а – 1,
у(а) = 2а – 3,
Наконец, у(а + 1) – у(а) = (2а – 1) – (2а – 3) = 2а – 1 – 2а + 3 = 2.
Или так,
2(а + 1) – 3 – (2а – 3) = 2а + 2 – 3 – 2а + 3 = 2.
Ответ: 2.
РЕШИТЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО.
1. Дана функция у = 0,8х + 1. Найдите значение функции при х = 9.
2. Дана функция у(х) = 7х – 3. Найдите у(m) – y(m – 2).
Это далеко не все типы заданий, которые присутствуют в банке заданий ВПР.
Изучайте, читайте, спрашивайте, решайте и у вас всё получится!
Здравствуйте, Людмила Геннадиевна!
ОтветитьУдалитьКак хорошо Вы всё объясняете, кажется, что ребятам уже всё должно быть понятно, и они щелкают эти функции как орешки!
Хотя, вспоминаю школьные годы...
Функция - это такая штука, что надо просто понять принцип решения.
Вашими бы устами да мёд пить, Ирина Валерьевна. К сожалению не все ученики настроены на учёбу, а значит, как ни объясняй для них, толку не будет. А вот для тех, кто открыт для знаний, готова объяснять и на уроке, и после уроков, и здесь, в блоге.
ОтветитьУдалить