Рассмотрим задачи последнего типа. Стороны квадратных клеток равны 1
.
.
Задача 1. Найдите тангенс угла АОВ.
Эта задача легко решится, если увидеть прямоугольный треугольник и вспомнить, что тангенсом острого угла прямоугольного треугольника называется отношение противолежащего катета к прилежащему.
Опустим из точки В перпендикуляр ВН на сторону ОА.
Из рисунка видно, что катет ВН = 4, а катет ОН = 5. Значит,
Ответ: 0,8.
Теперь решим задачу посложней.
Задача 2. Найдите тангенс угла АОВ.
Казалось бы, условие тоже, но посмотрите на расположение угла. Можно ли здесь увидеть прямоугольный треугольник? Можно и нужно.Что мы знаем? Из любой точки к прямой можно провести перпендикуляр, и притом только один. Перпендикуляр - это кратчайшее расстояние от точки до прямой.
Вполне достаточно.
Из точки В к прямой ОА можно провести отрезки (важно: проводить надо в узлы клеток).
Используя рисунок, получимПо теореме, обратной теореме Пифагора, если для треугольника выполняется равенство a² + b² = c², то треугольник прямоугольный.Однако, только один из отрезков перпендикулярен прямой ОА. На рисунке он красного цвета. Уберём с чертежа ненужные элементы.
Перед нами треугольник ОВН. Но, чтобы не было никаких сомнений, проверим, будет ли он прямоугольным. Найдём каждую из сторон треугольника, используя теорему Пифагора.
Для этого достроим наш чертёж.
В нашем случае,
Теперь ответим на вопрос задачи (не забыли ещё?).Ответ: 1,5.
Эти две задачи показывают, что одинаковые условия не гарантируют ещё, что решения также будут один в один. В каждом случае нужно "нащупать" свой путь. Наверное, это самое трудное в этих задачах.
Решите самостоятельно.
1. На квадратной сетке изображён угол . Найдите .
Задачи взяты с сайта Решу ОГЭ
Желаю вам успешной и плодотворной работы по подготовке к экзамену!
Здравствуйте, Людмила Геннадиевна.
ОтветитьУдалитьА во второй задаче обязательно сначала доказывать, что угол прямой?
А просто измерить линейкой длину и решить нельзя?
На реальном экзамене вряд ли кто-то будет так решать. Да в первой части подробного решения и не требуется. Однако я бы рекомендовала такую проверку, учитывая, что дети совсем не видят, как провести высоту из точки к прямой, если прямая расположена под наклоном, хотя и работают в тетрадях в клеточку. Извечная ошибка. ((
УдалитьВпечатляю в этом году учеников трех девятых... Пандемические дети ничего не знают и единицы готовы что-то узнавать(( Увы...
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Галина Станиславовна. Как Вы правы. Вот пытаюсь через блог достучаться до девятиклассников. Надеюсь, что кому-нибудь пригодятся мои разборы.
УдалитьБеда с картинками, поправьте пожалуйста
ОтветитьУдалитьК сожалению, не могу. Картинки не отображаются из-за блокировки на территории России.
Удалить